Воскресенье, 23.04.2017, 20:44
Приветствую Вас Гость
Главная » Статьи » Юмор и развлечения » Праздники
Маргоски, или Маргоскина неделя

Так называлась в черноземных губерниях вторая неделя по Пасхе – неделя святых жен-мироносиц. Это празднество установлено было исключительно для женщин и приходилось оно на воскресный день (первый после Фомина). Пасхальные яйца приобретали здесь особенное значение, занимая в праздничном обряде главное место.

Под Москвой этот женский праздник выражался в том, что храмы бывали в этот день переполнены замужними женщинами, вдовами и девушками гораздо больше, чем во всякий иной праздничный день, и при этом каждая из молящихся, подходя к кресту прикладываться после обедни, обязательно христосовалась со священником и давала ему яйцо, подобно тому, как на утрене Светлого Воскресенья, тот же обряд исполняли исключительно мужчины. Там же, где церквей и сел было немного и приходы удалены на значительное расстояние, в то же воскресенье с утра бабы и девки забирались в ближний лесок, или даже хотя бы на такое место, где завязались кусты ракит, с обрядовыми приношениями в руках, в карманах или за пазухой – парой сырых яиц и парой печеных и крашеных. Шли с песнями. По приходе смолкали, в виду наступления торжественного священного обряда христосования и кумовства. Каждая снимала с шеи крест и вешала на дерево; к нему подходила другая, перекрестясь, целовала его и обменивала на свой крест, с владелицей его потом целовалась, кумилась, и они считались и звались «кумами», «кумушками» вплоть до Духова дня – нового женского праздника (на этот раз исключительно девичьего). Когда же все перекумятся, запевали снова песни и затевали пляски, а в это время ребята собирали хворост и раздували огонь; на нем три женщины жарили яичницу, которая от множества вкладов выходила настолько густая, что ее ели руками, отламывая по куску и христосуясь яйцами, которые к этому дню нарочно красили. Вместо водки, сидя кругом сковородки, угощались из рюмок квасом со взаимными пожеланиями.

Девушек-подростков приветствовали обыкновенно так: «Еще тебе подрасти, да побольше расцвести», а девице заневестившейся говорили: «До налетья (следующего года) косу тебе расплести надвое, чтобы свахи и сваты не выходили из хаты, чтобы не сидеть тебе по подлавочью (в девушках)». Бабам пожелания высказывались несколько иного характера: «На лето тебе сына родить, на тот год сам третьей тебе быть». Девушки свои пожелания шептали друг другу на ухо. Обычай это вводил в обиходный язык упрощенную форму ласкового привета, взамен сухого величания по имени и отчеству. В коренных и старых поселениях все жители были либо кумы и свахи, либо кумовья и сваты не только по церковному благословению, но и по обычному обрядовому праву.

В иных деревнях умели оживить праздничный пир вводными обрядами из подлинной старины. Собравшись в лес кумиться или (что то же) «крестить кукушку», шли, разбившись парами. («Кукушка» – это просто ветка с дерева, воткнутая в землю, или подорожник, или большая кукла, сшитая из лоскутов ситца, ленточек и кружев на деньги, собранные всеми женщинами селения в складчину. Наряженную куклу с крестиком на шее клали в ящик, сколоченный наподобие гроба, и какая-нибудь умелая баба начинала голосить, как о покойнике, другие смеялись, третьи пели и плясали, и всем было очень весело. На следующий день «кукушку» зарывали где-нибудь в огороде и играли приличную случаю песню.) Когда связывали оборой от лаптей верхушки березок и подвешивали кресты с шей и ленты с кос, начинали ходить кругом деревьев навстречу друг другу с припевом: «Вы, кумушки, вы, голубушки, кумитеся, любитеся, подружитеся». И затем, обойдя березки три раза, целовали подвешенные на них кресты, которыми при взаимных поцелуях и менялись. К яичнице допускались парни, обязанные принести водки, меду и сладких гостинцев. Когда съедали яичницу, каждая девушка выбирала себе парня и, обнявшись с ним, гуляла у всех на глазах. Родители девиц видели в этом только обычай и в этот день не находили в нем ничего предосудительного, хотя готовы были переломать ребра за то же самое в другие, непоказанные дни. Когда начинало садиться солнце, все с песнями спешили по домам.

Этот праздник сопровождался еще «зазыванием снитки», от которой якобы зависит хороший урожай капусты. Это то же самое растение, которое всюду называется подорожником, а также «кукушкой» (почему и самый праздник прозвали «крещением кукушки»). Прибавленный обряд совершался после предыдущих и состоял в том, что девушки, покушав яичницы, разбивались по соседним кустарникам и искали там эту обетованную траву для того, чтобы вырвать ее с корнем, унести на другое место и там зарыть в землю. Посадке капусты вообще придавали особое значение, и даже там, где уже отстали от старых обычаев, при посадке этого любимого овоща, играющего столь значительную роль и занимающего на крестьянском столе такое видное место по всей матушке России, один кочешок покрывали горшком и присаживали к нему туда же одну луковку. Сам горшок обвивали венком, принесенным из церкви на Троицын день и сберегаемым около образов до времени посадки капусты.

В Вятской губернии тот же мироносицкий праздник справлялся по-своему и назывался «шапшиха». Девушкам на него не было доступа, женщины тоже старались уклоняться, а старого обычая придерживались только те из баб, которые любили погулять (на селение таких приходилось человек 10–15). Сам обычай сводился к женской пирушке, устройство которой брала на себя одна из участниц по жребию, чаще всего вдова или малосемейная). Устроительницы бабьего пира варили пиво и из доставленных накануне в складчину (вместе с водкой) припасов готовили обед к тому времени, когда прочие складчицы вернутся из церкви, от обедни и от молебна мироносицам. Заканчивался этот пир поздним вечером плясками. В старые годы женщины, никого не стесняясь, благодаря отсутствию мужчин, веселились и плясали до того, что под конец пира сбрасывали с себя платки и носимые под ними каждой замужней женщиной чепчики и пели и плясали простоволосыми. Являться в таком виде перед посторонними считалось в высшей степени зазорным и непозволительным для каждой порядочной женщины. Со временем этот обычай совершенно исчез, тогда как в прежнее время справлялся всеми женщинами и в нем, по свидетельству очевидцев, принимала участие даже попадья.



Категория: Праздники | Добавил: fantaziya (27.04.2011)
Просмотров: 1291
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

В закладки

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Японский фруктовый салат
Японский фруктовый салат

Диета Инны Воловичевой
Диета Инны Воловичевой

Еда на пляже для ребенка
Еда на пляже для ребенка

Макияж на отдыхе
Макияж на отдыхе

Как уберечь детей от зависимостей
Как уберечь детей от зависимостей
Копирование и перепечатка материалов допускаются только при указании активной ссылки на наш сайт. Запрещено копирование более 3-х статей на один ресурс!
Обратная связь